Железный Человек / Iron Man

Автор: Nameless Hero. Создано: .

Год выхода
2008
Бюджет   
140 000 000 $
Сборы в мире   
581 691 828 $

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Heavy-metal жив!

Какие у вас ассоциации вызывают слова «хэви-метал» и «скорость»? Готов поспорить, это американский хайвэй и несущаяся машина…
Но так было раньше. Теперь неформальная мечта американской молодежи 70х-80х обрела новое воплощение.
Так сказать, надела новый костюм.

Российский зритель плохо знаком с теми персонажами вселенной Marvel, которые вышли на передний план только в последнее время. Один из таких персонажей – Железный человек. Хоть образу и 45 лет, однако, в России он оставался в тени раскрученный  Человека-Паука и Росомахи.
Но наступил переломный момент.
В 2008 году на экраны кинотеатров вышел фильм «Iron Man» режиссера Джона Фавро с Робертом Дауни-младшим в главной роли. Не  то, что бы раздутая рекламная компания, умеренное количество площадок – но народ пошел. Пошел и второй раз, и третий (ваш покорный слуга тоже пошел бы второй раз, но увольнительная закончилась).
И вот, спустя всего три месяца, многие ставят «Железного человека» на первое место комикс-экранизаций, и уже практически все видят его в пятерке лучших работ в этом жанре.
Так в чем же дело?

История гениального ученого, по совместительству «продавца смерти» - разработчика и торговца оружием, волею судеб вынужденного носить в груди мини-реактор «холодного синтеза» для поддержания жизнедеятельности, и решившего приспособить излишки энергии от приборчика на борьбу со злом вряд ли могла бы вызвать в российском зрителе столько теплых чувств, если бы ее преподнесли по-другому.
Но все именно так.
Энтони Старк в исполнении Бобби Дауни-младшего очаровательно шалопаист, гедонистичен и разпи… раздолбаист. Его поведение в кадре говорит только одно – «все это про меня!» Плохой парень вселенной Голливуда Р.Дауни-младший играет плохого парня вселенной Marvel Э.Старка. И, черт побери, у него получается!
Тони Старк и его альтер-эго – отдельная страница в философии комиксов. Когда все устали от серьезного Супермена, вечно озабоченного Человека-Паука, угрюмого миллионера Бэтмена или угрюмого голодранца Росомахи, приходит он – сердцеед, плейбой, тусовщик и выпивоха Тони Старк. Он не ведет двойной игры, его поступки не несут глубокую мораль на улицы города. Он просто доказывает всем, что он крутой, получая при этом глубочайшее, как говаривал один генсек, моральное удовлетворение!
В фильме несколько сцен, весь смысл существования которых – показать отличие Железного Человека от коллег по цеху. И полет в компании стюардесс-стриптизерш – это не рефлексия вырвавшегося из оков Питера Паркера. Ночь с незнакомой журналисткой – не показная жизнерадостность Брюса Вэйна. Это образ жизни Тони Старка – человека и идола.
Его товарищ, полковник Роуди в исполнении Терренса Ховарда – его погибающая совесть. Он медленно отказывается от серьезности в пользу лихого рок-н-ролла в компании с издевающимся над пилотами сверхзвуковых истребителей другом.
Секретарша «Пеппер» Потс в исполнении Гвинет Пелтроу хоть и строга, и серьезна, а все же носит платья от кутюр, и не теряет авантюрного духа.
Главный злодей, создатель Айрон Мангера Обадайя Стерн, которого сыграл Джефф Бриджес, вообще достоин номинации «злодей года без психических отклонений». Он невероятно хорошо реализовал образ отрицательного героя, так и не свергнувшись в пучину человеконенавистничества и жажды мирового господства. Эдакий супер-злодей с коммерческим уклоном.
Конечно, спецэффекты. Куда же без них – они та губка, которая впитывает львиную долю бюджета, и которая потом, под действием тяжести челюстей зрителей, выдает мистическим образом много и много больше.
Здесь есть все – и полеты обалденно, как гоночный болид, раскрашенного костюма наперегонки с F-22, и рукопашные драки с превосходящим по размеру таким же железным противником, и многое другое. Но главное то, что они, спецэффекты, не стали самоцелью, и достаточно скромны – как палитра цветов на картинах классиков.
Не обошлось и без пересечений, отсылок и прочей красоты. Доступной лишь фанатскому глазу. И дедушка Ли, и непутевый паренек из Щ.И.Т.а, и щит Капитана Америки на столе у Старка, и сам Ник Фьюри в Ультимат-версии политкорректно сыгранный Самюэлем Л. Джексоном. Это кирпичики в фундамент ожидаемых «Мстителей», и отсылка к комиксам «Гражданской войны» и просто вкусные моменты, без которых было бы просто скучно.
Особенно порадовала музыка. И прекрасные работы Рамина Дьявади, который уже показал себя в «Блэйде: Троице» (где, надо сказать, музыка была чуть ли не единственным,  что не вызвало нареканий), и конечно, динозавры хэви – Black Sabbath и особенно AC/DC, чьи рифы вызвали не один стон восторга в самом начале фильма. Отдельный респект создателям – признаюсь, боялся, что «Back in black» останется лишь темой в ролике.

Вот так, из не особо кассовых актеров, режиссера детских фильмов, старой музыки и не особо популярного комикса про супергероя-алкоголика собирается великолепный фильм со всем шансами стать классикой кино и заманчивыми перспективами долгого и многоприбыльного франчайза.
Ведь супергероями не становятся – ими собираются! Под музыку в стиле heavy-metal!!!