Железный Человек 3 / Iron man 3

Автор: Ворон. Создано: .


Год выхода

2013
Бюджет   
200 000 000 $
Сборы в мире   
1 214 713 994 $


Честное слово, не знаю...

У писателей есть такой принцип – ну, или не принцип, а правило, мудрость народная, короче говоря. Если пишешь – не читай. Смысл заключается в том, чтобы не использовать чужие идеи. Ибо когда пишешь, тянет почитать что-нибудь похожее, а оно обязательно начнет навязывать что-то лишнее. Не то, чтобы плохое, просто не то…

Шейну Блеку явно не стоило смотреть нолановскую трилогию про Темного Рыцаря. Ну вообще не стоило. Потом, после окончания съемок, монтажа и озвучания - может быть, но точно не раньше.
Ибо навязалось.
Умница Фавро соскочил с режиссерского кресла, и его имя останется не запятнанным. Везунчик.

Однозначно сказать, плохой этот фильм или хороший, нельзя. Природа вещей такова, что вообще сложно сказать что-либо однозначно. Даже черное нельзя однозначно назвать черным, чтобы не нашелся кто-нибудь, кто оспорит, если не цвет, так формулировку.
Так и с «Железным человеком 3». Фильм объективно просел – но это третья часть, на такой отметке проседали все – и «Бэтмен», и «Терминатор», и «Матрица». Даже «Назад в будущее» к третьему фильму сдало… Такова механика кинематографа, и от нее никуда не деться.
С другой стороны, нельзя до невозможности гнуть сюжет во все стороны. Если уж взялись за один образ, то и держите его в руках.
Переворачивание комиксных основ тоже не есть хорошо. До поры до времени это проходит… Но тут уже слишком. Некоторые повороты ввергнут искушенного зрителя в ступор. Долгий и весьма неприятный.

Тони Старк – миллионер, плейбой, гений и филантроп. Он жил прекрасной жизнью, пока не стал Железным человеком. И тут все закончилось.
Второй фильм показал оба слабых места Тони – не таких, как в комиксах, но все же. Смысл от нагнетания самокопания и рефлексии в стилистике Достоевского в третьей части был минимальным, но акцент поставили именно на это.
Тони Старк сломался. Во всех смыслах этого слова.

Опасения, вызванные сменой основы съемочного костяка – режиссера и сценариста – лежали до премьеры в другой плоскости. На горизонте маячила неиллюзорная опасность жестокого извращения над первоисточником, массивного затмения экшна хорошего экшном плохим, дешевое ужесточнение и усерьезнение фильма путем убийства персонажей и вырезанием шуток.
Но реальность ударила изо всех сил и оттуда, откуда не ждали.

Тони Старк закомплексовал. Человек, переспавший со всеми девушками с разворота журнала «Максим» (или «Плейбой»?) за год, закомплексовал. И перед кем? Перед бандой дубов, которая назвалась Мстителями! Видите ли, они круче него… А он без костюма никто…
Печально, что это нам пытаются пропихнуть как продолжение саги о Железном человеке. Ибо это кто-то другой.

Качество сборки не пострадало. У госприемки в лице «Диснея» и «Марвел Студиос» после «Мстителей» достаточно высокие пороги, и снимать приходится на уровне.
Визуально все супер, местами даже более того. Постановка четкая, картинка грамотная, без артхаузных глупостей и модных в экшнах начала 2010 годов наворотов вроде свободных камер и тому подобного. Все крепко, четко и качественно. Как «Ауди», которую рекламирую настойчивее «Нескафе» в «Дозорах», хоть и не так агрессивно.
Чего не отнять – так это актерской игры. Слабаков в эту команду не берут. Боб Дауни-мл., Гвинет Пелтроу, сэр Бен Кингсли, Гай Пирс, Джон Фавро, Дон Чидл, введенный для мебели – молодцы. Даже Тай Симпкинс молодец! Все молодцы! Но на двух из перечисленных стоит остановится поподробнее.
Бен Кингсли – прекрасный антуражный актер. У него свое, достаточно узкое амплуа, он прекрасно его отыгрывает, однако, не без изящества исполняя и не характерные для себя роли. Но тут он – вообще ни к чему.
Гай Пирс обычно вытягивает на себе фильмы. Или хотя бы направления, которые представляет. Тут он на своем месте – не смотря на все усилия, злодеи тут бредовые и только его талант спасает сторону зла от печати конченных идиотов.
Ну, и Руффало (если это он, то ему плоховато дался прошедший с «Мстителей» год) сыграл нейтрально.

В целом, если посмотреть непредвзято и дотошно, фильм построен на смеси двух достаточно разный компонентов – пафоса (местами дикого) и неясных сантиментов. Обе составляющих гробят все то, что являлось пять лет фундаментом всей франшизы. Да, Старк все такой же язвительный эгоцентрист, но образ его уже заражен попытками придать герою человеческих черт. Проблема в том, что если Брюсу Уэйну их всю жизнь не хватало, то у Тони Старка их и так было больше, чем присуще стандартному персонажу комиксов. Он изначально был значительно более «выпуклым» персонажем, нежели большинство его «коллег».
Вообще, если первый «Железный человек» играл белыми и сам задавал правила, как вышедший на три месяца раньше «Темного рыцаря», то третий фильм прошел под большим влиянием своего DCшного соперника. И стоит отметить, что догонять всегда сложно. Попытка «сделать как там» оглушительно провалилась, создав впечатление плагиата.

В итоге, создатели фильма запороли несколько весьма перспективных линий, и если Железного Патриота не жалко (ибо перекупить у Sony права на Норманна Осборна крайне маловероятно), то линии Мандарина, Железной Женщины, Экстремиса и иже с ними пали смертью храбрых в неравной борьбе с оригинальным пониманием ситуации со стороны режиссера и сценариста непонятно ради чего…


Третий фильм отбросил крепкие и ласковые руки предшественников, поддержавших бы его теми качественными начинаниями и достижениями, которые запомнились в первых частях больше всего – непередаваемой атмосферой и четким сюжетом, прекрасной музыкой и отточенными диалогами – и зашагал по миру на собственных тоненьких и слабеньких ножках, норовя упасть и разбиться. О том, насколько далек триквел (вообще, есть такое слово?) от первой пары, становится ясно буквально с первых нот фильма.
Не даром слоган фильма гласит: «Герой будет сражен»…

Если этот фильм стал попыткой закончить серию, то провалилась и она, потому что уж слишком уверенным звучит голос человека, поднимающего с земли отвертку. И пусть даже не отпускает ощущение, что поднимает ее глава «Уэйн Энтерпрайзис», но голос тверд и не дрожит. Он вселяет веру в будущее.
Вот только предыдущие 130 с лишним минут взывают к обратному…

А если так, то кто ответит на вопрос «что это было»?
Неужели настали времена провальных фильмов от Marvel? Не может быть… Просто он стал не таким, как раньше. Без всякой цели, без, надо полагать, злого умысла. Но другим.
Зачем?
Честное слово, не знаю…

P.S. 20 июня 2012 года не стало Вячеслава Баранова - актера озвучания, чей голос навсегда останется для нас голосом настоящего Джарвиса.