Каратель / Punisher

Автор: Nameless Hero. Создано: .

Год выхода
2004
Бюджет   
33 000 000 $
Сборы в мире   
54 700 105 $

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цыганская окрошка

Вы когда-нибудь слышали о цыганской окрошке? О, это великое блюдо, с потрясающим вкусом и  простым рецептом, доступное и недорогое. Всего-то надо съесть вареной картошки, зелени, мяса, вареных яиц, сметаны, запить все большим количеством кваса и несколько минут хорошенько попрыгать. И все…

Когда в 2004 году на экраны кинотеатров вышел фильм «Каратель», люди обрадовались. Обрадовались серьезно, без дураков – вся информация о первоисточнике обещала бескомпромиссный боевик, полный жестокости и насилия. Внушал надежды и актерский состав – Томас Джейн, пусть и не первая звезда, но в знаменитом «Четверге» показал себя прекрасно – жестокий убийца с душой и достаточно убедительной мотивацией своей жестокости. Да и Джон Траволта как отрицательный персонаж может быть великолепен – чего стоит только его герой в «FaceOff» великого Джона Ву. Все застыли в креслах в ожидании действа, способного перевернуть представления о комиксах, как о красивых историях о добре и дружбе.

И началось. История Фрэнка Кастла поставлена прекрасно, мотивы к убийству Говардом Сейнтом семьи героя (Д.Траволта) раскрыты четко (не то, что в одноименном фильме 1989 года), процесс становления героя ярок и выразителен. Эпизодические актеры высокого уровня  - как Ребекка Ромин-Стэмос и Рой Шайдер – играют прекрасно… но…


При выходе из кинотеатра зритель попадал в странное царство раздумий. С одной стороны, все прекрасно. Герой мужественен, красив, силен, по-мужски убедительно страдает и пьет горькую. Злодей зол, не кариктурен, зол не ради процесса, а только лишь ради денег. Схватки красивы, без фантастических полетов а-ля «Крадущийся тигр, затаившийся дракон», жестоки и разнообразны. Противники героя оригинальны, и соответствуют первоисточникам – один только Рашн (в исполнении исполинного – хорошо сказал – рэстлера Кэвина Нэша) чего стоит.  Но… Опять это жестокое слово «но»…


Соседи Кастла уморительны, ярки и нестандартны. Но зачем они одинокому мстителю без компромиссов? А для того, что бы породить в его заснеженной душе новые чувства к жизни! А зачем, спросите вы, так избито портить прекрасный сюжет? Это к режиссеру и сценаристу. А мое мнение – чтобы избежать обвинения в немотивированной жестокости на поле (как это называется в контактных видах спорта типа американского футбола). Видимо, похождения честного мстителя смогут быть более жестоки, чем фантазии злодея из «Пилы»… Но это спорно.
А зачем нужен «человек с гитарой»? Зачем ради одной погони так тюнинговать машину? Зачем светится перед репортерами? Это вопросы без ответа. А ведь при этом месть очень изобретательна, продумана, и, следуя заветам древних, холодна. Эпизод с перестрелкой в небоскребе и выбросом миллионов в окно  снят по всем канонам. Процесс подготовки квартиры завораживает, ведь ожидание вкуснее самого мороженного. Сцена пытки вообще достойна войти в список самых оригинальных, смешная и при этом очень страшная. Фильм стилен, отточен в мелочах, и сияет каждой гранью. Вот только смотреть можно только на одну грань одновременно – если расфокусировать взгляд, то, как в картинке-стереограмме, проступят два слова «Очень слабо!»

Не знаю, чем думал режиссер, куда смотрели люди из Marvel, но фильм сгубило то, что могло бы, без сомнения, вытянуть «Карателя» 1989 года. Это система «чуть-чуть получше». Чуть смешнее шутки, чуть резче переходы, чуть лучше актеры. Но «лучшее враг хорошего», как говорят в Советской Армии.  Комикс не был шедевром. Да. У него появилась своя армия поклонников, легенды и мифы, герой пересекался чуть ли не со всеми героями Вселенной Marvel, но так и остался середняком. У него нет харизмы Росомахи, миллионов поклонников Человека-паука, прожитых лет Бэтмена. Он пример «твердой четверки» - придраться не к чему, но и выдающегося ничего нет. Вот и фильм надо было ставить по этому же принципу.


Конечно, режиссер хотел, как лучше. Это самая частая мотивация ошибок, по себе скажу. Ведь если бы все было немного попроще, все было бы по-другому. И мне кажется, что по-другому в  данном случае значило бы получше.Но и это тоже этап. Этап обучения и потребителей, то есть нас с Вами, и производителей. Все надо пройти. Ведь «Человек-паук» только к третьему фильму, пусть и не до конца, стал правильного смешанным коктейлем «посмотреть» и «подумать». А это не просто.


Так что многие в «Карателе» разочаровались. Их в сухомятку накормили фактами, потом дали большую пенную кружку красиво снятых сцен, и не объяснив смысла эксперимента, вытолкнули на батут.

А тут уж кто как прыгает.