Тор 2: Царство Тьмы

Автор: Nameless Hero. Создано: .

Оригинальное название фильма:
Thor: The Dark World
Год выхода:
2013

Рецензия (Ворон)

Смотрите и не говорите, что не видели!

«Тор 2» пришел на российские экраны как-то не очень заметно. Не было вокруг него ажиотажа, как вокруг «Человека из стали», не грохотал он, как «Росомаха: Бессмертный», даже «Железный человек 3» и то стартовал как-то громче.
А этот вышел и… И вышел.

Переносы сроков премьеры, мутные и не до конца обнародованные кружева вокруг режиссерского кресла - все это не добавляло накала страстей. Все прошло очень камерно, по-домашнему, что ли? 
Впрочем, почти как и с первым фильмом.

Новый фильм о похождениях бога из комиксов и его друзей был исключительно хорошо подготовлен. Незавершенная любовная линия, анонсированная конфликтная интрига, прочный состав персонажей – хорошие слагаемые успеха, не находите?
Но этого кое-кому показалось мало…

«Marvel» за последние годы вышел на новый уровень. Теперь это уже не взрыв образца 2008 года, когда мир увидел новые кинокомиксы – наполненные красивейшей картинкой и «улетным» действием, без плащей и масок, но с качественным и довольно реалистичным сюжетом. Тогда это был прорыв. Теперь фильмы от «Marvel/Disney» - это все то, что так полюбилось зрителю в предыдущих фильмах. 
Новый «Тор» - незаурядный даже для ряда весьма качественных современных комикс-экранизаций. Он «больше» всех остальных фильмов от родного издательства, «доступнее», нежели конкуренты от DC, и, пожалуй, более «ожидаем», чем фильмы по другим вселенным.

Что в нем такого, спросите вы? А все то, что не получилось так же хорошо в «Железном человеке 3». Все, что было в предыдущих фильмах об этом герое! Все тот же герой, сеттинги, те же проблемы и фигуры окружения. На равном уровне и отрицательные персонажи, основная интрига и вторичные линии. Но почему все это не слабее первоисточника, если уже вторично? 
Вот тут и стоит вплотную подойти к тому тезису, что копирование – тоже искусство.

Итак, Тор, сын Одина, один из богов Асгарда, вступает в бой с древней расой, стремящейся уничтожить все миры с помощью древнего оружия невиданной силы. В бою ему помогают как соратники из Асгарда, так и новые его друзья с Мидгарда-Земли. Было? Было. Но как это сделано? Остался неизменным (почти) актерский состав. Весьма удачный Тор в исполнении Криса Хемсворта и гипер-удачный Локи в исполнении Тома Хиддлстона. Очень качественная, уже хорошо сыгранная и сработанная пара актеров, в мощных, крепко прописанных образах. И Натали Портман, актриса высокого уровня, завоевавшая мировую известность за годы до этого.

Вторая линия, в лице ветеранов – Хопкинса, Руссо и Скарсгарда – и более молодого поколения – Эльбы и Стивенсона, удачно подобранные лица в эпизодах. Злодеи – Кристофер Экллстон и Адевале Акинойе-Агбаже, исключительно неплохо смотрящиеся в своих амплуа, держатся на общем уровне. Хорошая режиссура Алана Тейлора – кажется, замена режиссера позволяет избежать попытки «прыжка выше головы», и, если все держится не на нем одном, замена даже лучше. Плюс к этому чувствуется, что режиссер умеет работать и с фэнтезийными сеттингами, и с диалоговыми драмами. Качественная музыка, крепкие, но без излишеств, спецэффекты, и даже штампы, неизбежные для фильмов подобного жанра, отработаны элегантно и тонко.

Нас ждут неожиданные (и ожидаемые!) повороты сюжета, приятно поставленные сцены, «вкусные» детали и смешные репризы. Все то, что и должно делать экшн-кино не только зрелищным, но и приятным для просмотра. А главное – атмосфера! Среди фильмов «Marvel» своей, индивидуальной атмосферой, своим характерным рисунком и структурой обладают только две киноленты – «Железный человек» и «Тор». Все остальные – вторичны и производны, как бы с этими не спорили фанаты «Мстителей». Но, увы, к третьей серии «Железные человек» растерял все свои фирменные черты, и «Тор» остался в гордом одиночестве. Но, не побоюсь столь пафосного оборота, он теперь бьется за двоих!
Крепкие диалоги, качественный, приятный и уместный юмор, удачные связи персонажей и сюжет без провисаний. Умеренная драма и дозированный пафос, яркая картинка и не напрягающий звуковой ряд. Это все именно то, что хочет увидеть зритель, на которого ориентировано это кино. Зритель привередливый, но не эстетствующий, знающий, но не закапывающийся в подробностях – массовый зритель именно «Marvel». Ну, а примкнувшие к ним миллионы остальных зрителей, вне всякого сомнения, получат свою долю удовольствия. Каждый от своего.

Хочется верить, что создатели извлекут необходимые выводы из уроков не самых удачных своих и чужих фильмов. Повышение драматизма в «Железном человеке 3» не компенсировалось ни качеством картинки, ни возвращением концепции «self-made hero». «Росомаха. Бессмертный» оказался слабым из-за неправильных акцентов, которые превратили одного из жесточайших, суровевших героев в рефлексирующего и сомневающегося, почти лирического персонажа. А «Человек из стали», во всех отношениях кино замечательное, не нашло откликов в сердцах зрителей только лишь по той причине, что миллионы людей, для которых Супермен был и остается величайшим героем не только комисов, но и вообще всей культуры, ждали совсем не того, что увидели.

Комиксы – в массовом своем проявлении – все-таки явление развлекательное. Нет, никто не спорит, что они должны расти над собой, что драматические элементы в них, а особенно – в их киноадаптациях, важны и обязательно должны быть. Но надо четко понимать, что у драмы, пусть даже и по комиксам и у комикса, пусть даже и с элементами драмы, совершенно разная аудитория. А ориентироваться надо на большинство. 
«Тор 2» - исключительно продуманный фильм. И пусть он не настолько прорывной, как «Железный человек», но он близко приближается к этому уровню. Он небывало – особенно для текущего 2013 года – сбалансирован и аккуратен. Он не «перевешивает» и не «торчит», не отвлекает деталями от сюжета и не занавешивает детали сюжетом. 

И хочется верить, что и дальше во «второй фазе», не говоря уже про «третью», «Marvel» продолжит снимать фильмы хотя бы настолько же качественные.
Тем более, что после «Тора 2» новые фильмы хочется смотреть!