Я, Франкенштейн

Автор: Nameless Hero. Создано: .

Оригинальное название фильма:
I, Frankenstein
Год выхода:
2014

Рецензия (Ворон)

Вы любите сказки? Такие незамысловатые, но красочные, с добрыми принцессами и уродливыми колдунами?

Вам сюда.

Экранизация графической новеллы, когда сценарий пишет сам автор, всегда сулит неслабый такой полет фантазии. Ведь кто лучше знает, как должно выглядеть комиксу на экране, как не создатель? Нет, конечно, фанаты думают, что они все знают лучше всех, но на то они и фанаты…

До премьеры «Я, Франкенштейн» был проектом достаточно вялым, и кроме шуток о том, что заглавную роль поручат Уиллу Смиту, не породил. Никто не вел агрессивную рекламную кампанию, нигде не писали о грядущем «кинокомиксе года» - ведь все уже и так знают, что за фильм им будет. Но стоило ему выйти… 

Я всегда любил, да и продолжаю любить фильмы, которые оцениваются критикам противоречиво. Если все кричат о гениальности, то все уже решено до нас, и даже согласившись с посредственностью фильма, критики продолжат петь ему дифирамбы, придумывая этой посредственности самые различные оправдания. Если наоборот, равняют фильм с землей, то никакой довод никого уже не облагоразумит – ругать ведь так приятно! 

А мне такие фильмы нравятся. В них всегда видны и плюсы и минусы, видно их влияние друг на друга, они заставляют, уже после того, как переварится история и картинка, задуматься о постановке и съемке. А это интересно и увлекательно.

«Я, Франкенштейн» до просмотра воспринимался как жесткая такая версия «Ван Хеллсинга». Жесткая во всех смыслах – и более драматичная (зачем иначе брать на главную роль такого, не побоюсь этого слова, зубра, как Аарон Экхарт?), и более суровая, нуарная и жестокая. Этого хотелось, ибо мультяшная веселость и инфантильная игривость «Ван Хелсинга», так же, как и «Лиги выдающихся джентльменов», сгубила прекрасные начинания по части литературно-мистических кроссоверов. Не сказать, что бы уж очень, но хотелось.

Крупный слоган «От создателей «Другого мира» внушал, признаться, больше опасений, чем надежд. Уж очень много говорилось уже о том, что по балансу нуарности и экшна первый «Другой мир» близок к совершенству, а, значит, давно уже разодран на цитаты и заимствования. А трейлеры намекали на схожую стилистику. В такой патовой ситуации создатели фильма могут пойти на совершенно неожиданные шаги. 

Но просмотр все расставил на свои места.

Фильм о противостоянии адских демонов и монстра, созданного Виктором Франкенштейном, поддержанного стаей горгулий, выполненный в стилистике «Другого мира», с актерами «Другого мира», от сценариста «Другого мира»… Завязка интригует, не правда ли? Правда, есть одно «но». Это не «Другой мир».

Затянутая предыстория (история Селены была рассказана за минуту с небольшим), жуткая бедность натурных съемок, рваное повествование. Яркое оранжевое пламя вместо черной в лунном свете крови и смехотворные демоны взамен прогрессивнейших в свое время оборотней. И только Экхарт на все сто отыгрывает персонажа.

Нет, у фильма есть и положительные стороны. При некоторой бредовости и несогласованности сюжета тут весьма перспективный сеттинг. Боевки, при всех прочих, весьма и весьма на уровне, а поклонники кали эскрима и дзё-дзюцу так вообще получат искренней удовольствие. Очень неплохой для фильма не первой линии уровень CG и в меру пафосная музыка. Хорошо подобранные (подобранные за бортом «Другого мира», но тем не менее) злодеи… 

Сказать, что совсем плохо, язык не поворачивается. 

Но общее ощущение – слабо.

В первую очередь, почти осязаемая вторичность фильма. Всего, целиком. И сценарий, пусть он и очень даже оригинален в наш век победившего постмодернизма, и почти каждая сцена в частности, и повороты сюжета, и персонажи. Все это видано уже не раз и не два. Спору нет, и из этого можно сделать «конфетку», но явно не тот случай. 

Очень явственно сказывается и несомненный дефицит бюджета. Явно, для всего того, что изначально было написано в сценарии, денег не хватило. Но и то, что осталось, кажется, будь финансов побольше, выглядело бы совсем по-другому. 

При все при этом, явного отторжения фильм не вызывает. Да, незамысловатая история и бесцельно-длинные промежуточные сцены не позволяют сидеть с открытым ртом все девяносто минут, но некоторые моменты, такие, как сцены массовой схватки демонов и горгулий, или сцены, предшествующие финальной битве, смотрятся весьма и весьма привлекательно. Экхарт, как уже говорилось выше, актер высокого уровня и даже под грузом прожитых лет и пластического грима продолжает делать все, чтобы зритель поверил. И не его вина, что персонаж прописан несколько, мягко говоря, скупо. 

Нет в фильме суровой действительности «Константина», нет и «вкусной» элегантности «Другого мира». Нет даже легкости «Ван Хелсинга». Зато в нем есть весьма тяжелый и плохо переносимый пафос, которого нет ни в одном из перечисленных кинофильмов. И это плохо. Поскольку если показать непритязательный сюжет с улыбкой или сместив акценты с идеи в пользу действия, как сделали в «Рейде», может выйти и удивительное кино. А вот серьезность и пафос, особенно в комикс-экранизации – штука пострашнее нитроглицерина. Одно неверное движение, и крах неизбежен. Надо либо быть плотью от плоти, да что там плотью, надо быть самим пафосом, как «300», или иметь под собой железобетонный фундамент сюжета, как «Темный рыцарь». В, сказать честно, не гениальном «Я, Франкенштейн» пафоса слишком много даже там, где он должен быть…

Последнее время часто стали попадаться фильмы, к которым так и хочется применить термин «одноразовый». Будучи сторонником найти что-то хорошее даже в самом плохом фильме, употребляю я эту формулировку с откровенным неудовольствием. Но и не употребить я ее не могу. «Я, Франкенштейн», несмотря на множество многообещающих, как говорят ботаники, завязей, так и не разродился гроздью сочных плодов. Зеленые скороспелки и подвядшие идеи прошлого урожая не дали нужного результата. То ли зритель стал искушеннее, то ли время прошло, но сегодня этого уже недостаточно. Надо больше.

И, в итоге, получилась сказка. Такая, знаете ли, сказка то ли братьев Гримм и Шарля Перро, с отрезанными головами, трупами в чуланах и жестокими мачехами, то ли товарища Коллоди, с его деревянным мальчиком. Красивая, яркая, громкая, даже не без морали и идеи. Но не на века. Не, что называется, «нетленка». Возможно, кто-то и купит в итоге диск. Правда, зачем? Это фильм на один раз на большом экране. 

Но от этого одного раза, при некотором везении, можно получить большое удовольствие. 

Хотя, если в конце из-за угла выглянула бы Селена, это был бы фильм года…